Игромания - все о видеоиграх

Previous Entry Share Next Entry
К ответу, Комрад! (часть 1)
Bruce Willis
anwer wrote in igromania_ru
Александр Кузьменко, издатель и главный редактор журнала «Игромания», отвечает на вопросы читателей.

Всем привет!

Comrad

(photo by segal)

Друзья, для начала хотелось бы извиниться перед всеми участниками этого форума за такую задержку с ответами на вопросы. Я, если честно, в глубине души надеялся потратить на все это мероприятие пару часиков, но даже не мог представить, что вопросов в итоге будет полтысячи с лишним и только на их сортировку у меня уйдет четыре часа.

Подобный читательско-редакционный Q&A мы проводим впервые и, судя по вашей активности, наверняка будем проводить и в будущем – и, возможно, в следующий раз вместо меня отвечать за все здесь будет какой-нибудь другой представитель журнальной или сайтовой редакции. Ну и еще также хочу сказать огромное спасибо всем, кто задавал вопросы и вообще живо интересовался журналом «Игромания» – вы, несомненно, огромные молодцы и замечательные люди.

Что разочаровало, так это небольшое количество действительно интересных вопросов и частые повторения. Я, конечно, понимаю, что иногда дико ломает читать 30 с лишним страниц форума, но вы представьте себе, как ломало меня, когда я в пятидесятый раз читал вопрос про «не задолбали ли вас игры?». Также серьезно удивило обилие личных вопросов: друзья, ну, в самом деле, я совсем не тот человек, у которого нужно спрашивать совет, в какой цвет покрасить туалет или интересоваться моим личным отношением к вокально-инструментальному ансамблю Limp Bizkit.

Далее: естественно, отписаться по поводу всех 500+ вопросов я не смог чисто физически, поэтому далее я постараюсь ответить на самые популярные и действительно интересные или оригинальные. Если среди прочих вы вдруг не найдете вашего вопроса, то – умоляю – не надо сразу же начинать думать плохое: я же всего-навсего живой человек, поэтому в потоке «не задолбали ли вас игры?» мог легко пропустить что-то интересное. Да и времени, если честно, было не сказать чтобы много. Так что вы заранее простите, если что; не получили ответа сейчас – получите в следующий раз.

Ну а пока мы переходим к вопросам (орфография и пунктуация оригинальных вопросов местами сильно изменена: друзья, я умоляю, ну пользуйтесь вы спеллчекером, в самом деле!):

Вы по-прежнему интересуетесь играми так же, как и раньше, или это для вас уже просто работа?
Не задолбали ли вас игры?

Про «не задолбали ли вас игры» – это, безусловно, первый вопрос по популярности. Для меня – совершенно неожиданно. Слушайте, друзья, ну зачем мне работать в журнале об играх, если мне не нравятся игры? Поверьте, если вдруг они мне начнут надоедать, – первое, что я сделаю, это уйду из «Игромании».

Какая ваша любимая игра (фильм, книга, и т.п.)?
Наверное, второй по популярности тип вопросов после «не надоели ли вам игры». Скажу так: я искренне считаю, что со временем у любого здорового человека должны меняться взгляды, вкусы и интересы. И в разное время «любимыми» могут быть абсолютно разные вещи. Любая оценка любого произведения искусства (а фильмы, книги и наши с вами любимые игры оно самое, искусство, и есть) может идти только по принципу «понравилось – не понравилось», «запомнилось – не запомнилось».
Вот те же игры: пятнадцать лет назад моей любимой игрой был Alone in the Dark, десять – Half-Life, а месяц назад – Mass Effect. Что будет «любимым» через год, даже на следующей неделе, – я честно не знаю.

Александр, не можете ли вы дать несколько советов начинающим игровым журналистам? Что нужно делать для того, чтобы научиться писать на уровне "Игромании"?
Первое, что нужно сделать, это навсегда перестать использовать словосочетание «игровой журналист» и начинать, что ли, говорить «рецензент» или «автор». Сегодня «журналистами» себя называют практически все люди, которые пишут буквы в журналы или заканчивают журфаки, тогда как на самом деле все куда как сложнее и серьезнее. Посмотрите, к примеру, на Игоря Варнавского, Антона Логвинова или Олега Ставицкого – то, чем занимаются эти люди, и есть настоящая журналистика: они умеют не только писать, они могут добывать информацию, узнавать то, чего не может узнать никто, пробивать ТАКИЕ вещи, о которых другие узнают только через месяц из рассылок с западных сайтов, они, в конце концов, ГОРЯТ тем, что делают. Таких людей на всю отечественную игровую прессу наберется дай бог человек десять, а у нас сегодня «игровым журналистом» называет себя любой вася, написавший текст про любимую игру.

Кем хотели стать в детстве?
К счастью, у меня было детство незамутненное пороками развитого капитализма, поэтому я честно хотел стать космонавтом.

Александр, а вы когда-нибудь переигрывали в игры так, что потом хотелось выкинуть комп на помойку, консоли в окно, хендлхеды в урну, да ещё снести все игры с мобилки?
В любом занятии нужно знать меру и «переигрывать в игры» это примерно то же самое, что и «перепивать водки». Зачем, если все равно знаешь, что потом будет плохо?

Бывали ли вы в Твери/Башкирии/Санкт-Петербурге (и т.п.)?
Вот, кстати, еще одна достаточно популярная серия вопросов: географически-региональная. Чтобы не вдаваться в длинные перечисления о том, где я был, а где не был, скажу просто: на журнал «Игромания», в котором я имею счастье работать, это никак не повлияло. Здесь же заодно и ответ на другую серию популярных географических вопросов о месте жительства и рождения: так вот, я родился в городе Саратове, а сейчас живу в городе Москве. И если бы (опять, опять) редакция журнала «Игромания» находилась бы, например, в Нижнем Новгороде, то я бы жил в Нижнем Новгороде (хотя вот черт его знает на самом деле)…

С какого времени Вы геймер, и являетесь ли таковым?
Нет, конечно же, не являюсь. «Геймер», друзья, это слово, которым обычно описываются ходячие стереотипы: плохо одетые, очкастые, ссутулившиеся существа, настолько ограниченные, что не интересуются в жизни ничем, кроме игр (и зачастую кроме играния ничего больше в жизни не умеющие). В самом слове, конечно, изначально ничего такого не было – однако оно, выйдя за пределы игровой субкультуры еще пару десятков лет назад, стало объектом спекуляций бесконечно далеких от игр людей. Это примерно то же самое, как безобидное русское прилагательное «деловой», которое за время бурных девяностых прошло серию смысловых мутаций и сейчас воспринимается чуть ли не как ругательство («ты чо тут – самый деловой, что ли?!»). Так что, – отвечая на ваш вопрос, – я не геймер. Я просто очень сильно люблю компьютерные игры и с дичайшей страстью играю в них вот уже двадцать лет. Чего и всем желаю.

Какой самый первый монстр из компьютерных игр был увиден вами в кошмарах?
На удивление еще один очень популярный вопрос. Так вот, страшная правда: я ВООБЩЕ ни разу в жизни не видел снов о компьютерных играх. Еще там их не хватало!

Как оно человеку стать чуточку небожителем? Точнее, как вы относитесь к тому, что вы в каком-то смысле "звезда", так сказать, в определенных кругах?
Очень плохо… или даже нет, крайне негативно я к этому отношусь. Видите ли, какая штука, друзья. Мы – люди, которые работают в «Игромании», – в первую очередь люди, а во вторую, третью и т.п. – тоже. Единственное, чем наш труд отличается от, ну, скажем, работы врача или программиста, это тем, что наши имена потом в столбик пишут на второй странице журнала, который потом читает большое количество людей. Понятно, что этот факт никак не делает ни меня, ни любого другого сотрудника журнала кем-то особенным. Так что никакая я не «звезда» – за звездами это вам к Первому каналу. Я – человек, который работает издателем и главным редактором журнала про игры.

Думаю, всем здесь интересно, как Вы стали главредом «Игромании». И как вообще начали работать в журнале.
На самом деле ничего особенного в этой истории нет. В 2003 году Олег Полянский, тогда только ставший главным редактором «Игромании», предложил мне стать штатным редактором игрового раздела. До того времени я уже пять лет писал для «Игромании» и многих других (необязательно игровых) журналов и сайтов, поэтому подобная работа была лишь логичным продолжением того, что я лучше всего умею делать.

Это ваш профиль или там кто-то за вас зарегился? Если в предыдущем вопросе ответ "да": читаете ли вы молодежные журналы или вообще журналы, кроме "Игромании"?
В предыдущем вопросе ответ «нет», это не я. А что касается так называемых «молодежных журналов», то я их не читаю и другим не советую: в современном информационном пространстве и так слишком много мусора – зачем же его еще добровольно заливать себе в голову? Читайте лучше книги, всяко полезнее.

Почему некоторые выпуски журнала выходят в разные промежутки времени – например, один выпуск бывает 25 декабря, а в следующем месяце 5 февраля... почему так???
Потому что каждый номер журнала делается четыре недели, то есть ровно 28 дней, а в месяце, как многие наверняка знают, бывает и 30 и 31 день. Оттого график выхода номеров немного сдвигается. Кроме того, пару раз в год журнал делается не четыре, а пять недель – работники «Игромании» все-таки тоже люди, и, скажем, на Новый год им иногда хочется хотя бы пару дней отдохнуть.


Как там в Америке, стоит ли ждать в новом номере чего-нибудь интересного, кроме Red Alert 3?
Спрашиваете! Результаты американской поездки Олега и Антона будут аукаться еще два-три номера точно. Скажем, в апрельском номере, который мы сейчас делаем (да-да, мартовский еще не появился в продаже, а мы вот уже) вас ждет *****, *****, а также мировой анонс ***** (простите, мы подписывали кучу страшных документов, так что говорить раньше анонса ничего пока не могу) – ну а плюс к этому еще два КРАЙНЕ громких эксклюзива, которые буквально послезавтра уезжает смотреть Игорь Варнавский, репортаж с GDC и… в общем, надеюсь, что хоть как-то ответил на ваш вопрос – много чего интересного стоит ждать.

Куда делись остальные 99 футболок?
Слушайте, это ОТЛИЧНЫЙ вопрос, то есть не сказать чтобы самый интеллектуальный на свете, но как минимум самый остроумный во всей сегодняшней подборке. Если вкратце, то… а, в общем, не важно, куда делись остальные футболки, важно, что автор этого вопроса (его никнейм - BarS =^_^=) как минимум получает сегодня гарнитуру: спасибо – повеселили. И да, чтобы получить приз, не забудьте связаться с нами (напишите, например, личное сообщение г-ну ALEXandROV) и сообщить ваше имя и место жительства.

Принимаете ли вы или редакция "Игромании" хоть какое-то участие в создании братских журналов "Мир фантастики" и "ЛКИ"?
За исключением того, что наша дисковая «Игровая зона» делается совместными усилиями авторов «ЛКИ» и «Игромании», а раздел «Вне компьютера» ведут редакторы «МФ», больше никакого участия в жизни друг друга мы не принимаем. И это, наверное, даже хорошо: несмотря на то, что все наши журналы делаются в одном издательском доме «ТехноМир», все они совершенно разные, так что при случае обязательно рекомендую ознакомиться – не все ж «Игроманию», в конце концов.

Александр, будучи известной личностью, часто ли вы хотите быть незаметным, чтобы за вами не гонялись толпы фанатов? Может, они и так не гоняются, у меня нет достоверной информации.
На самом деле, да – бывает – узнают, но крайне редко. В Москве, где я живу, работаю, постоянно бываю в общественных местах и регулярно езжу на метро, меня за все время узнавали раза, наверное, три («ИгроМир», где концентрация наших читателей значительно выше средней, не в счет). Зато вот, например, Олега Ставицкого, который живет в небольшом Калининграде, или Антона Логвинова, дислоцирующегося в совсем уж микроскопической Дубне, узнают чуть ли не каждый день. Отчего так – даже не берусь гадать.

Скольким вашим друзьям/знакомым абсолютно всё равно, что вы редактор крупнейшего журнала об играх (то есть они были бы таковыми, будь вы хоть дворником)?
Да всем абсолютно все равно. Все мои знакомые – вполне нормальные люди, которые совершенно точно не заводят друзей по каким-то профессионально-трудовым признакам.

Перейдёт ли журнал "Игромания" в мультиплатформенный формат?
Со временем, возможно, да – но совершенно точно не в обозримом будущем. Во-первых, у нас уже есть полноценное мультиплатформенное приложение под названием «Видеомания». А во-вторых – несмотря на рост количества консолей в нашей стране, популярность приставочных игр относительно компьютерных в нашей стране все еще удручающе мала. Возможно, скоро у нас появится небольшая 3-4 страничная рубрика с дайджестом всего самого интересного, что выходит на консолях (я стопроцентно уверен, что даже самые ярые PC-фанаты, которые считают себя настоящими любителями игр, как минимум должны ориентироваться в том, что происходит в «параллельных» вселенных), однако, пока вы, друзья, в большинстве своем играете на ПК, именно компьютерные игры будут нашим первым и главным приоритетом.

Смотрели ли вы в тот далекий 1995 год "От винта!"?
Конечно, смотрел! И сейчас, кстати, пересматриваю с огромным удовольствием. Все-таки десять лет назад было удивительное у нас в стране время: я уверен, что если сейчас кому-то придет в голову сделать телепередачу в духе «От Винта!», то в лучшем случае получится трэш-угар. А тогда… тогда это казалось настоящим чудом: в стране бардак, в головах подростков – страшно сказать что, игры – только пиратские и (все еще) в основном на дискетах… А тут каждые выходные – и где! – ПО ТЕЛЕВИЗОРУ транслируется маленький кусочек сказки. В общем, отвечая на вопрос: да, смотрел.

Уважаемый Александр Кузьменко, лично мне давно было интересно, какая скорость интернета у вас в редакции и дома?
В офисе у нас что-то около 100 Мбит/с, а дома у меня самый обычный (для Москвы) ADSL со скоростью шесть, что ли, мегабит.

Какая у вас зарплата?
Сколько получают редакторы ИГРОМАНИИ?

Отчего-то очень популярный вопрос. Скажем так, зарплата у всех нас предельно достойная, чтобы как минимум никогда не сожалеть о том, с чем мы связали свою жизнь.

Некоторые форумчане спрашивали, а не боитесь ли вы, Александр, что, мол, вас могут уволить?
Вот у меня и возник вопрос: а кто может уволить главреда?

Ну вот совет директоров издательства, например, может. Другое дело, что увольнение главного (равно как и прочих других) редакторов не по собственному желанию это обычно шаг, на который идут в случае или генеральных ошибок сотрудника или какого-нибудь крупного скандала. У нас, слава богу, пока ни того, ни другого не наблюдалось, – наверное, потому что люди у нас работают сами знаете какие. Матерые человечища у нас работают, а не люди.

Александр, у меня к вам такой вопрос. Есть ли у вас любимые сцены и фразы из игр, которые прямо-таки в душу залезли?
Очень запомнились пираты-парикмахеры из Monkey Island 3, которые еще пели «The pirate I was meant to be, trim the sails and roam the sea!». Вроде ничего такого, но в голове почему-то засело.

Кто финансирует поездки редакторов на игровые выставки?
Мы сами… вернее, не так: вы сами и финансируете. Прибыль, которую приносит журнал «Игромания» не в последнюю очередь идет на поездки и командировки редакторов.

Кто из редакторов имеет диплом программиста?
Никто. Также, кстати, как и диплом журналиста. Зато вот Алексей Макаренков у нас по образованию патологоанатом, а Олег Ставицкий защищает диссертацию по философии.

Игорь Асанов, что, всю жизнь играет только в симуляторы и гонки?
Нет, конечно, просто именно в этих жанрах Игорь разбирается лучше всех остальных в редакции, потому и рецензии на гонко-симуляторы обычно он и пишет.

А были ли на вашей памяти ещё масштабные презентации игр, вроде Medal of Honor: Airborne?
Очень запомнилась презентация Call of Duty 2, которую Activision устроили в Польше в 2005 году в день начала Второй мировой. Организаторы, не мудрствуя лукаво, на три дня сняли военный полигон с бывшим бункером Гитлера, нагнали военной техники, а также наняли человек сто статистов, которые постоянно пугали местных, расхаживая по окрестностям в немецкой форме. Еще, конечно, запомнилась премьера Starcraft 2 в Сеуле, на которую собралось сто тысяч беснующихся корейцев. Когда на экране появился заветный логотип, они издали таких децибелов пронзительный вопль, что я потом еще трое суток ходил с заложенными ушами.

Каким образом вы получаете материал для журнала (интернет или еще какие-то источники)? И как вы проверяете материал на подлинность? И как Вы успеваете все это сделать за столь короткий срок – 1 месяц?
О, тут целая система. Во-первых, интернет может быть источником только новостей и слухов, любую информацию об играх мы получаем непосредственно от разработчиков. В целом процесс создания, например, одностраничного «первого взгляда» выглядит так: автор связывается с издателем и/или разработчиком, задает им разрешенное количество вопросов, расшифровывает интервью и пишет по всему услышанному три тысячи знаков текста. С материалами посерьезнее вроде «В разработке» возни обычно больше – там и телефонные разговоры, там и выбивание эксклюзивных (это не так просто, как кажется) скриншотов и так далее. Наконец, материалы из «Первых рук» – это в 90% случаев локальный эксклюзив: автор едет/летит/плывет непосредственно в офис издателя или разработчика, целый день общается с людьми, а потом, уже вернувшись домой, еще неделю терзает их перепиской с уточнением подробностей.
Естественно, никто не идеален – и иногда, конечно, даже в таком налаженном механизме происходят сбои и в журнале появляются ошибочные сведения. Впрочем, зачастую они происходят не по нашей вине. Вот, скажем, написал автор, что в игре планируется финальная миссия на Марсе и босс прямоходящий человекоподобный робот, а через две недели, когда журнал уже вовсю прогоняется по станкам литовской типографии, разработчики вдруг решают, что Марс к релизу они нарисовать уже не успевают, так что вместо него будет лужайка с елками, а человекоподобный робот не заверили в отделе маркетинга, так что финальным боссом будет велосираптор-мутант. Так что чисто на всякий случай: каждый раз, когда вы читаете о еще не вышедшей игре, помните – в релизе все может быть, мягко говоря, совсем по-другому. Этим, кстати, также объясняется и то, что мы полгода пишем о какой-то игре, которая из-за чужого плеча выглядит ну просто игрой года, а когда дело доходит до рецензии, вдруг выясняется, что все на самом деле гораздо страшнее.

Когда, наконец, «Игромания» станет не только крупнейшим в России, но и в Европе?
Когда что-нибудь случится с немецким журналом Game Star, который пока единственный кто обгоняет нас по тиражу. На его стороне, правда, серьезное преимущество – немецкий игровой рынок несравнимо больше нашего.

Что было бы, если Советский Союз не развалился?
Тогда бы «Игромания» была бы «Крупнейшим компьютерно-игровым журналом в СССР».

Так как я житель олимпийского города (не знаю, может он называться таковым, если олимпиада ещё не прошла) Сочи, хотел бы задать вопрос: вы ждёте олимпиаду 2014 ?
Да что ж все так завелись с этой Олимпиадой? Ну будет она, ну и здорово – может быть, Сочи хоть станет приличным курортом… Но это будет – вы задумайтесь – через ШЕСТЬ лет. Да за это время все так поменяется, что даже страшно думать.

Почему на ваш журнал такая высокая цена, несмотря на большое количество рекламы в нём, ведь если бы он стоил хотя бы на 20–30 рублей дешевле остальных игровых журналов, он стал бы гораздо популярней?
Тут, друзья, имеет место быть один неприятный фактор. «Игромания» – что уж тут скрывать – самый популярный игровой журнал в России, и спрос на него есть всегда. Между так называемой «отпускной» ценой журнала (то есть той, за которую мы ее отдаем в распространение) и «розничной» (то есть той, за которую эти самые распространители потом продают его в магазинах и ларьках) – разница порой просто космическая. И тут уже спрашивать надо не с нас, а скорее с них.

У меня такой вопрос. Почему на этом форуме в качестве вашего ника стоит ваше имя? Почему не Comrad?
Чтобы избежать потом возможных вопросов «а это правда вы»?

Пойдете ли вы на выборы 2 марта? Если да, то за кого будете голосовать?
Ходить на выборы, друзья, святой долг каждого советского российского гражданина. А за кого я бы проголосовал я, к сожалению, сказать не могу, а то у нас тут сайт большой и зарегистрированный как средство массовой информации – так что все это будет чистейшей воды предвыборная агитация. Думайте, короче говоря, сами, ведь умение самостоятельно думать, принимать решения и выбирать – это величайшее человеческое благо.

Хотели бы вы работать в геймдеве вместо работы в «Игромании»?
Нет, да и зачем – мне журнал нравится делать. А если серьезно, то тут, друзья, какая штука: несмотря на то, что я, как я считаю, достаточно профессионально в играх разбираюсь, делать я их не умею (равно как люди из геймдева не умеют делать журналы). Поэтому я за то, чтобы все занимались своим делом. В Большом театре пусть поют, в геймдеве сочиняют дизайн-документы, а мы будем делать «Игроманию».

Хотелось бы узнать Ваше жизненное кредо.
«Всегда!»

Александр, расскажите, пожалуйста, ваш любимый анекдот
Только сразу предупреждаю, анекдот – злой.
Итак, сидят, значит, в неурожайный год под пальмой несколько голодных африканских детей. Худые все, тощие, страшненькие. А на дворе меж тем Новый год. Сидят они, значит, и тут из воздуха – бац! – появляется Дед Мороз: «Поздравляю, детишки, с Новым годом, желаю счастья, здоровья и хороших отметок – растите большими и т.п. Ну я пошел».
Африканские дети ему из последних сил: «Дедушка, а как же подарки!?»
А он: «А подарки, ребятки, только для тех, кто хорошо кушал».

Небольшой дисклаймер: к сожалению, друзья, я чисто физически не успеваю ответить на 100% ваших вопросов, но это вовсе не значит, что Q&A закончилась. Это, в общем-то, была такая первая часть. За выходные я постараюсь ответить на остальные вопросы – и в воскресенье или с утра понедельника они появятся на этом сайте. Тогда же заодно раскроется и основная интрига – кому, наконец, достанется уникальная фирменная футболка «Игромании», существующая на сегодняшний день в единственном экземпляре. Stay, как говорится, tuned.

Всегда ваш,
Александр Кузьменко

  • 1
Анекдот улыбнул :)

о____О Ахренеть. Фото зачод D:

Было-бы неплохо, если-бы мы дождались ответа на любой из каверзных вопросов. А не те которые выбрал Александров.

Александров тут совершенно ни при чем.

(Deleted comment)
само собой не относится.

  • 1
?

Log in